KG
Көрүүсү начар адамдар үчүн
Жарандарды кабыл алуу графиги Шаршемби күнү — саат 14:00 дөн 15:00 гө чейин
Байланыш: 0 (312) 45-65-77 Бишкек шаары, Москва көчөсү, 201

Пресс-релиз от Высшей школы правосудия при Верховном суде Кыргызской Республики к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах», вынесенное на общественное обсуждение на официальном сайте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики с 5 января 2021 года (регистрация № 6-3068/20 23.12.2020г.)

20 января 2021

Высшая школа правосудия при Верховном суде Кыргызской Республики (далее — ВШП) рассмотрев проект закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» (далее — законопроект) отмечает, что одной из важнейших целей и задач реформирования судебной системы является создание современной системы подготовки судейских кадров, повышение эффективности и качества правосудия, совершенствование кадрового потенциала судебной системы, повышение профессионального уровня судей и работников аппарата судов, обеспечение судебной системы высококвалифицированными и достойными кадрами.


Отмечаем, что указанный законопроект, направленный на изменение в целом системы материально-технического обеспечения судебных органов, вместе с тем содержит некоторые противоречия в части статуса и функций ВШП.


Высшая школа правосудия начала своё становление, в 1998 году с учреждения Учебного центра судей КР Судебным департаментом при Министерстве юстиции КР и Ассоциацией судей КР.


В 2008 году Учебный центр судей был передан в ведение Верховного суда КР после вывода Судебного департамента из системы исполнительной власти.


В целях реализации Указа Президента Кыргызской Республики «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике» от 8 августа 2012 года № 147 и Государственной целевой программы «Развитие судебной системы Кыргызской Республики на 2014-2017 годы», утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 25 июня 2014 года № 4267-V. Учебный центр судей при Верховном суде КР с января 2017 года был преобразован на законодательной основе в Высшую школу правосудия, которая действует при Верховном суде КР.


В соответствии с Уставом является государственным учреждением со статусом самостоятельного юридического лица,  подотчетна председателю Верховного суда КР и Совету судей КР.


 


На сегодняшний день Высшая школа правосудия, являясь неотъемлемой частью судебной системы,  представляет собой учреждение с высококвалифицированным тренерским составом и богатым библиотечным фондом, по гражданским, уголовным, экономическим, административным блоком по  которым обучаются судьи и работники аппарата судов.


Постоянное обновление учебных модулей на актуальные темы, обучающие мероприятия по ним при высокой нагрузке судей, позволяют поддерживать квалификацию судей на высоком профессиональном уровне, повышая качество отправление правосудия.


ВШП стремится развиваться как современный центр профессиональной подготовки и повышения квалификации судей, работников аппаратов судов, сотрудников Судебного департамента и Службы исполнения, предлагающий качественные продукты и услуги в соответствии с передовыми международными и европейскими стандартами и практикой в области подготовки судей, с целью максимально возможного удовлетворения текущих потребностей судебной системы в профессиональном обучении и услугах.


В соответствии со статьей 53 Конституционного закона «О статусе судей Кыргызской Республики» судьи обязаны повышать свою квалификацию, посещая обучающие мероприятия в рамках непрерывного обучения не реже одного раза в три года.


Аналогичный подход применяется в отношении обучения различных категорий работников судебной системы (аппаратов судов, Судебного департамента, Службы судебных приставов, ВШП).


В рамках непрерывного обучения судьи посещают от 1 до 7 обучающих мероприятий, организуемых ВШП каждые три года. Сертификаты о повышении квалификации выдаются от имени Верховного суда Кыргызской Республики. В истекшем 2020 году, например, ВШП проведено 1205 обучающих мероприятий.


Введение штатных преподавателей позволило решить проблемы с зависимостью от донорской помощи, отсутствием постоянного штата профессорско-преподавательского состава, отсутствием соответствующих учебных стандартов и программ.


Преподавателями ВШП подготовлено в 2020 году 64 учебных пособий на государственном и официальном языках по наиболее актуальным вопросам применения права. Авторское право на учебные материалы принадлежит именно ВШП, что соответствует сложившейся международной практике. Такой подход дает устойчивость и гибкость применяемым ВШП учебным программам.


В законопроекте разработчиками предлагается ВШП из учреждения при Верховном суде КР преобразовать в структурное подразделение Судебного департамента, такое преобразование не соответствует логике всех ранее проведенных мероприятий по совершенным этих двух учреждений выполняющие совершенно разные функции.


Так функции Судебного департамента как уполномоченного органа при Верховном суде КР осуществление материально-технического, методического обеспечения деятельности местных судов, за исключением военных судов, обеспечение исполнения судебных и иных актов, предусмотренных законодательством.


Высшая школа правосудия является государственным учреждением, осуществляющим повышение квалификации судей, работников аппаратов судов и уполномоченного органа. Контроль качества обучающего процесса в Высшей школе правосудия осуществляется Советом судей.


Основными задачами ВШП являются непрерывное повышение квалификации судей и работников судебной системы, проведение исследований актуальных проблем отправления правосудия, развитие образовательной и научной деятельности, а также материально-технической и методической базы в целях эффективной реализации уставной деятельности. Деятельность ВШП направлена, в том числе на усиление единообразного применение закона и качественного отправления правосудия, а также повышение авторитета судебной власти.


Таким образом, включение в состав Судебного департамента еще одного структурного подразделения создаст дополнительную нагрузку. При этом задачи обеспечения повышения квалификации судей и сотрудников судебной системы – это явно несвойственная для Судебного департамента задача.


В настоящее время ВШП работает в тесном контакте со многими международными партнерами, в том числе Международной организацией по праву развития (IDLO), Европейским союзом (Проект верховенства права), USAID, GIZ, Международной организацией по миграции, ПРООН, Фондом Сорос-Кыргызстан, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Посольством Великобритании в КР, Центром медиации Уральского государственного университета и другими.


Сотрудничество с этими организациями ВШП осуществляет именно как самостоятельное учреждение в структуре Верховного суда Кыргызской Республики.


Отмечаем и то, что к настоящему времени аналогичные учебные центры существуют в МВД, ГСИН, Адвокатуре, Генеральной прокуратуре КР. Все эти центры функционируют как самостоятельные институты.


ВШП работает в тесном контакте с указанными центрами, осуществляя совместное обучение по смежным дисциплинам.


Как самостоятельные учреждения школы обучения судей действуют и у наших соседей по региону: Академия правосудия при Верховном суде Республики Казахстан, Высшая школа судей при Высшем судейском совете Республики Узбекистан, Учебный центр судей Верховного суда Республики Таджикистан. Также как самостоятельные юридические лица действуют организации обучения судей и в других странах СНГ: Национальная школа судей и высших юридических учебных заведений Республики Украина, Национальный институт юстиции Республики Молдова,  Судебная школа Республика Армения в лице Совета председателей судов Армении, школа юстиции Грузии, Учреждение образования «Институт переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции БГУ, Академия юстиции Министерства юстиции Азербайджанской Республики, Российская Академия правосудия при Верховном суде РФ.


Следует отметить, что принятие предлагаемого законопроекта повлечёт понижение статуса ВШП и как следствие отток высокопрофессионального тренерского состава, ухудшение качества обучающих мероприятий, что негативно скажется на формировании высококвалифицированных судейских кадров и качестве отправления правосудия в целом.


Предлагаемое законопроектом изменение статуса ВШП практически сводит к нулю все вышеизложенное, хотя для достижения достигнутых результатов были затрачены время и значительные ресурсы как человеческого, так и финансового плана.